Мининфраструктуры намерено взимать плату за проезд по дорогам Украины большегрузного транспорта!

25.04.2013
Мининфраструктуры намерено взимать плату за проезд по дорогам Украины большегрузного транспорта!

Министерство инфраструктуры Украины намерено взимать плату за проезд по дорогам страны большегрузного транспорта. Собранные с перевозчиков средства хотят направить на ремонт дорожной сети, компенсируя таким образом ущерб от передвижения фур. В транспортных компаниях возмущаются — государство и так заложило в стоимость топлива сбор, который должен идти на восстановление магистралей. Учитывая уровень коррупции в сфере дорожного строительства, введение еще одного налога вряд ли улучшит состояние украинских трасс.

Грузовикам выставят счет
Сеть дорог общего пользования в Украине составляет 169 тыс. км. Многие из них строились еще при Советском Союзе и, соответственно, проектировались по устаревшим нормативам. Нагрузка на ось в те времена закладывалась на уровне 6 т, а сегодня она уже достигает 11,5 т. В Министерстве инфраструктуры и "Укравтодоре" утверждают, что проезд тяжеловесных грузовиков по автодорогам — одна из основных причин их интенсивного разрушения.

"Необходимо ввести плату за передвижение по дорогам большегрузного транспорта, которая будет направляться на восстановление покрытия", — заявил на заседании коллегии Министерства инфраструктуры глава этого ведомства Владимир Козак.

Точную дату введения нового дорожного налога чиновники не называют. Прежде необходимо внести изменения в законодательство, определяющее размер платежа, порядок его взыскания, а также штрафные санкции за уклонение от оплаты. Кроме того, будет составлен перечень платных для грузовиков дорог.

"Деньги будут взиматься с автомобилей массой свыше 12 т при их передвижении по новым или отремонтированным дорогам и лишь при наличии альтернативных маршрутов", — объяснил г-н Козак. Чтобы следить за передвижением грузовиков, перевозчиков обяжут за свой счет установить на транспортные средства GPS-навигаторы.

Это поможет контролирующим органам отслеживать перемещения фур. Со своей стороны чиновники намерены установить на автомобильных дорогах автоматические весы для взвешивания большегрузного транспорта. Кабмин поручил Министерству инфраструктуры сделать это к 2015 г.

В Мининфраструктуры обещают, что расходы автотранспортных предприятий вырастут максимум на 0,5–1%. А в перспективе компании смогут даже сократить издержки за счет уменьшения числа дорожно-транспортных происшествий, вызванных неудовлетворительным состоянием дорожного полотна.

Сами же транспортники прогнозируют, что нововведение может привести к уходу с рынка мелких и средних грузоперевозчиков, сокращению объемов транзита и повышению спроса на грузовики с полной массой менее 12 т.

"Можно предположить, что один тяжелый грузовик будет заменяться двумя легкими, что скажется на интенсивности движения", — считает генеральный директор компании "ДАФ Тракс Рус" Ари Хендрикс.

В любом случае введение сбора приведет к увеличению стоимости автоперевозок, а значит, и цен на товары и услуги. Сейчас доля транспортных издержек, по данным Евроазиатского транспортного союза, составляет в Украине 15–20% стоимости любого товара, тогда как в развитых странах она не превышает 7–8%.

Исчезающие деньги
Как уверяют в Министерстве инфраструктуры, собранные за проезд большегрузного транспорта средства пойдут на реконструкцию разбитых автомагистралей. Чиновники традиционно жалуются: проблема плохого качества наших дорог — в их хроническом недофинансировании.

По оценкам "Укравтодора", чтобы отремонтировать дорожную сеть, необходимо на протяжении 10 лет ежегодно тратить порядка 35–40 млрд грн. Два года назад, после отмены дорожного сбора, в стоимость топлива был заложен так называемый дорожный акциз. С каждой заправки автомобиля водитель отдает на строительство и ремонт дорог от 80 до 140 грн. в зависимости от емкости бака и марки топлива.

По данным премьер-министра Николая Азарова, на акцизных налогах с бензина государство получило в прошлом году 8,6 млрд грн., дизельного топлива — чуть больше 3 млрд грн. В общей сложности в минувшем году поступления в специальный фонд госбюджета на дорожные работы за счет топливных акцизов, ввозных пошлин на топливо, транспортные средства и шины, а также платы за превышение габаритных параметров автомобилей составили 15,4 млрд грн.

При этом 5,7 млрд грн. (37%) пошли на погашение долговых обязательств "Укравтодора", а часть оставшихся средств была банально разворована путем завышения стоимости работ и материалов, привлечения связанных с чиновниками подрядчиков, многие из которых не имеют на балансе даже собственной техники, несоблюдения технологии, откатов, размер которых, по оценкам независимых экспертов, составляет не менее 40% от объема заказа.

Как результат, в капитальном ремонте нуждаются 90% дорог общего пользования, а водителям приходится дополнительно платить за убитые шины и диски, ремонт подвески и т. д. По данным Ассоциация международных автомобильных перевозчиков Украины, потери транспортных предприятий от плохого качества дорог составляют 6,8 млрд грн. в год.

Неудивительно, что иностранные компании-перевозчики предпочитают следовать через Беларусь и Россию, минуя территорию Украины. И введение еще одного дорожного налога вряд ли улучшит ситуацию. Ведь существующие коррупционные схемы, позволяющие чиновникам и связанным с ними подрядчикам прикарманивать большую часть средств, выделяемых на дорожную инфраструктуру, всех устраивают.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Владимир Карпук, Руководитель филиала транспортно-логистического холдинга AsstrA в Киеве

В самой инициативе брать плату с большегрузов за проезд по хорошим дорогам ничего плохого нет. Но для этого следует соблюсти ряд условий.

Во-первых, должен быть установлен стандарт, какую дорогу считать новой или качественно отремонтированной. В противном случае все сведется к банальным поборам за проезд по разбитым и залатанным неизвестно чем трассам.

Во-вторых, платная дорога должна иметь адекватную бесплатную альтернативу, особенно если со временем планируется взимать деньги и с легкового транспорта.

В-третьих, сам размер платы должен быть разумным, чтобы, заплатив за проезд по хорошей трассе, перевозчик сэкономил на техническом обслуживании и ремонте. Только в этом случае введение налога не приведет к повсеместному росту стоимости товаров и услуг из-за увеличения накладных расходов перевозчиков.

Ну и, конечно, качество дорог должно идти впереди стоимости. Чтобы не возникла ситуация, когда государство сначала будет собирать деньги, а потом, если они не пропадут, улучшать состояние трасс.

В Европе фурам не рады
Одно из центральных положений "Белой книги", которую Еврокомиссия утвердила в 2011 г., заключается в намерении ЕС к середине столетия сократить объем выбрасываемого транспортными средствами углекислого газа на 60%. В частности, к 2050 г. более половины грузовых перевозок на расстояния свыше 300 км должны будут осуществляться железнодорожным и водным транспортом.

Поэтому во многих странах Европы ужесточаются условия передвижения большегрузного транспорта по автодорогам, в частности, вводится плата за проезд.

К примеру, в Польше с 1 июля 2011 г. внедрена система дорожных сборов Toll Collection в отношении транспортных средств с массой более 3,5 т. Их водители или владельцы обязаны зарегистрироваться в системе viaToll (в центрах обслуживания клиентов или на сайте www.viatoll.pl) и открыть индивидуальный счет для оплаты проезда по платным магистралям.

После этого необходимо внести залог за бортовые устройства viaBOX, которые включены в систему viaToll. Вдоль платных польских дорог установлено более 430 радиомачт, которые поддерживают связь с бортовым электронным оборудованием и посылают информацию о транспортном средстве в систему.

Плата за проезд по конкретному участку дороги взимается автоматически (от 0,05 до 0,13 евро за 1 км в зависимости от типа транспортного средства и класса автодорог), устройство лишь оповещает об этом водителя.

Когда оставшийся на персональном счете транспортного средства кредит равен нулю, viaBOX при прохождении под считывающим передатчиком подает четырехкратный звуковой сигнал, сообщая о возникшей проблеме. Затем автоматически отправляется предупреждающее сообщение по каналам связи, оговоренным при открытии счета, например, на мобильный или стационарный телефон, электронную почту и т. д.

В случае проезда транспортного средства с нулевым балансом счета ситуация рассматривается как уклонение от уплаты дорожных сборов, что предполагает штрафные санкции.

В Австрии система взимания дорожных сборов касается всех автотранспортных средств массой более 3,5 т, следующих по автомагистралям (в общей сложности около 2 тыс. км). Пошлины взимаются с помощью небольшого электронного устройства Go-Box, прикрепленного клейкой лентой к внутренней поверхности ветрового стекла автомобиля.

Это устройство стоит 5 евро, его можно приобрести у агентов по всей территории Австрии, в приграничной зоне или заказать на сайтe www.go-maut.at. Водители или владельцы транспортных средств могут оплатить дорожный сбор либо авансом, либо после предоставления счета.

Базовые ставки дорожных сборов составляют от 0,2 до 0,4 евро за 1 км (в зависимости от типа транспортного средства). Кроме того, существуют специальные ставки за проезд по отдельным участкам дорог. К примеру, путешествие по 34-километровому отрезку дороги A13 Brenner обойдется от 21,5 до 55,1 евро.

В Швейцарии грузовики массой свыше 12 т уплачивают 0,23 евро за километр дорог, а транспортные средства весом более 44 т — 1,14 евро.

В Германии плату за проезд с фур взимают с 2005 г., она составляет от 0,14 до 0,29 евро за 1 км.

В Бельгии, Дании и Швеции стоимость проезда грузовиков по всем трассам составляет 8 евро в сутки. Для этого достаточно купить соответствующий талон.

Источник: www.depo.ua

 




Вы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.

Похожие новости

 

Архитектура

Дизайн интерьеров

Стройматериалы

 

Парки мира

  • Германия. Баден-Баден и Бойтиг. Розы на курорте

    Заслуживает внимания, потому что:
    - это розарий в курортном парке и конкурс на горе Бойтинг;
    - удостоен звания «Сад мастерства»;
    - имеет филиал – конкурсный розарий, где регулярно проходит конкурс «Золотая роза Баден-Бадена».

  • Германия. Зангерхаузен. «Европа-розариум»

    Заслуживает внимания, потому что:
    - это самый крупный коллекционный музей-розарий в мире;
    - имеет общеевропейский статус;
    при розарии работает научно-исследовательский институт, в котором определение и описание генома розы, произведенное в последние годы, позволило создать целые новые направления в розоводстве: в области селекции – генную инженерию, в исторической науке – генный банк данных.

  • Натальевка

    Стоить посмотреть, потому что:
    - это уникальная усадьба конца ХІХ в., выстроенная в пейзажном стиле с некогда роскошным двухуровневым парком
    - здесь сохранилась уникальная церковь 1913 года, построенная академиком Алексеем Щусевым — автором проектов Мавзолея и Казанского вокзала в Москве. Точную копию храма воссоздали потомки русских эмигрантов на Лазурном берегу в Ницце

  • Сага о Хаге и не только. Особенности ландшафта и парков Швеции

    С юга Швецию охватывают зеленые поля, с запада - зеленые холмы, а на севере — это уже суровая тундра Лапландии. Световой день в Швеции зимой длится не более восьми часов, и небо все это время серое и пасмурное. Но, несмотря на внешнюю суровость, Швеция производит неизгладимое впечатление. В стране — уникальный ландшафт, прекрасные национальные природные парки и один из самых замечательных и знаменитых в мире рукотворных садов — первый в Швеции образец английского садово-паркового искусства — королевский парк Хага.

  • Испания. Барселона. Розарий Сервантеса

    Заслуживает внимания, потому что:
    - здесь реализована идея сада-музея, сада-коллекции видов и сортов роз от времен их появления в Европе до последних достижений мировой селекции;
    - автор проекта сада использовал покатый рельеф, распределив секции сада на террасах;
    - удачно использованы приемы стилизации под средневековые испанские сады и виноградники.

  • Хортица

    Стоит посмотреть, потому что:
    - это самый большой остров на Днепре, хранящий реликты, которым более шести тысячелетий (от эпохи мезолита до наших дней)
    - здесь произрастает наименьший в мире папоротник (около 1 см) – сальвиния плавающая
    - здесь представлены образцы всех ландшафтных зон Украины – от степей до гор
    - с Хортицей связывают появление первой казацкой Сечи